апортировка от а до я.
по материалам книги кнута фукса
свою книгу кнут фукс предлагает приобрести проводникам, посетившим его семинар и восстановить в памяти увиденную информацию, а также всем проводникам, которые хотят научить свою собаку такому сложному упражнению в разделе послушание как апортировка. книге оформлена большим количеством фотографий, которые очень подробно показывают мельчайшие шаги в обучении.
1. вступление
почему так важно при обучении собаки особое внимание уделять апортировке? в разделе в норматива ipo/vpg/schh апортировка оценивается в 40 баллов, что составляет почти половину от общего числа возможных баллов в этом разделе. к тому же апортировка содержит много связанных друг с другом комплексных частей упражнения:
• во время выбрасывания апорта собака должна сидеть спокойно и внимательно;
• затем собака должна по команде апорт как можно быстрее и целеноправленно бежать к апорту;
• чтобы затем чуть притормозить, поднять апорт точно и уверенно и развернуться;
• и затем снова как можно с большей скоростью бежать обратно к проводнику;
• там она должна занять корректную позицию;
• и наконец, по команде аус охотно отдать апорт.
по ходу всего этого собака должна держать апорт в пасти спокойно и крепко и работать абсолютно весело и мотивированно. если я разбиваю упражнение апортировки таким способом, я прихожу к семи различным элементам упражнения, связанных между собой. такое комплексное задание требует хорошо продуманного обучения.
существует классическая игровая аппортировка: при этом способе собака должна обладать вражденным стремлением предмет поднимать и приносить его проводнику. также требуется проводник, который сумеет с чуством управлять собакой, чтобы довести это упражнение до перфектного исполнения. не каждая собака обладает таким генетически обусловленным предрасположением для игрового метода апортирования. имеется ли у собаки такая предрасположенность, можно определить по поведению собаки в игре с проводником (например, при игре со скруткой). если собака охотно и безконфликтно апортирует предмет, можно предпринять несколько попыток проверить поведение собаки непосредственно с апортом. приносит собака с готовностью апорт обратно проводнику (конечно, первый раз без усадки перед проводником) и делает это без жевания и в прямом направлении, тогда имеет смысл пробовать обучать собаку апортировке при помощи игрового метода. если появляются при этом ошибки, почти всегда это означает, что собака приходит к конфликту.
при попытках эти ошибки исправить, конфликт чаще всего усиливается и проблема увеличивается. например: держат собаку за ошейник, бросают апорт и позволяют собаке апорт принести. собака бежит к апорту, поднимает его и не бежит с ним обратно к проводнику. здесь можно было бы использовать длинный поводок, при помощи которого побудить собаку принести апорт обратно. но так как собаке не хочется оказаться около проводника, то возникает конфликт, который большей частью выражается в жевании (основная проблема при апортировке). по опыту, проводник пытается убрать жевание воздействием на собаку (воздействует на верхнюю челюсть похлопыванием) и применяя соответствующую запрещающую команду. собака прежде еще не имела понятия, что жевание не желательно, так как апортировке еще не обучалась —и возникает новый конфликт и мы попадаем в замкнутый круг.
вывод:**для того, чтобы строить апортировку при помощи игровой апортировочной мотивации, необходимо тонко чуствовать и понимать собаку. это получается лишь у немногих пар собак-проводников. возможно также комбинирование врожденной апортировочной мотивации и описанного здесь метода обучения апортировке: так можно, например, сперва собаку обучить, как описано в шаге 1, спокойно и крепко удерживать апорт, прежде чем продолжить далнейшее обучение на основе игрового метода. я много размышлял о том, как лучше строить обучение апортировке и по прошествии многих лет, работая с различными собаками, разработал метод, при котором собака шаг за шагом ( в комбинации с мотивацией и послушанием) обучается отдельным элементам апортировки. этот метод называется — апортировка от а до я кнута фукса.
2. подготовка
возраст и уровень обученности собаки
описанный в этой книге метод, требует определенной зрелости собаки, так как с самого начала должна будет даваться легкая коррекция при нежелательном поведении (например, жевании). обычно, это возраст приблизительно 15-16 месяцев. в отдельных случаях — в зависимости от «личности» собаки — можно начинать обучение чуть раньше. уровень обученности собаки должен быть следующим: собака должна иметь хорошее базовое послушание и знать команду «сидеть». в отношении упражнения апортировка — идеальный случай, когда собака совсем «зеленая», т. е. апортировочный предмет представляется для нее как нейтральный предмет. также для более взрослой собаки, которая уже имеет опыт в апортировке или уже показывают реальную работу можно упражнение подноса апорта строить заново по описанной здесь методике апортировка от а до я. в этом случае надо будет учитывать то, что процесс обучения, возможно, продлится несколько дольше, так как заученное собакой ошибочное поведение может быть «стерто» только в результате очень большого числа повторений. кроме того, важным является четкое разграничение между «правильным» и «неправильным» поведением, чтобы собака точно поняла, что от нее ожидают.
вспомогательные средства
необходимы следующие вспомогательные средства:
один стул (обьяснение следует далее)
один поводок длиной 2-3 метра (далее «фиксирующий поводок»)
один поводок длиной 1 метр ( далее «поводок управления»)
один ошейник —цепочка, кожаный или текстильный (далее «фиксирующий ошейник»)
• один строгий ошейник без удавки или цепочка, в идеале —спецально разработанный кнутом фуксом корректирующий ошейник с ручкой, представленный на картинке: посредством находящейся на ошейнике ручкой значительно легче управлять собакой (прежде всего, на шаге 1)
• апортировочный предмет, приблизительно весом 750г (деревянный, не пользованный другой собакой), в идеале —специально разработанный кнутом фуксом апорт с плоской сердцевиной, показанный на картинке: у этого апорта плоская сердцевина и это дает возможность для значительно более плотного прилегания зубов собаки, чем апорт с круглой сердцевиной.
для собаки такой апорт более приятен для захвата и и ей легче такой апорт удерживать плотно. такой апорт опять-таки снижает склонность к жеванию и ведет к более быстрому успеху в обучении. апорт с плоской сердцевиной способствует контакту с большим количеством зубов, вследствие чего обучение желаемому положению апорта в пасти происходит быстрее и снижает склонность к жеванию.
место для тренировок
место для тренировки принципиально не важно. там только необходимо наличие столба или крепкого предмета (например, забор), к которому можно было бы крепко привязать фиксирующий поводок. перед этим столбом для фиксации должно быть место в форме полукруга диаметром приблизительно 3 метра. для начала работы по методу фукса разумнее выбрать место с наименьшим отвлечением для собаки. отвлечение на раздражители со стороны мешает собаке сконцентрироваться и усложняет способность к обучению. в процессе обучения уровень отвлечения можно увеличивать.
фиксация и центрирование собаки
фиксация и центрирование собаки формирует подготовку шагов 1-5 и является основополагающей составной частью метода. оно служит для привыкания собаки к позиции и корректирующему ошейнику и обеспечивает, чтобы собака оставалась в пределах досягаемости проводника. это служит основой для спокойной и ясной работы с собакой во время общих упражнений. собаке одевается нормальный ошейник («фиксирующий ошейник»), к которому прикрепляется 2-3-метровый поводок («фиксирующий поводок»), привязанный к столбику («точка фиксации»). над фиксирующим ошейником одевается корректирующий ошейник, на котором закреплен поводок управления. корректирующий ошейник должен быть одет достаточно свободно, но не слишком свободно. проводник, стоя по центру перед собакой, подтягивает ее за поводок управления к себе до тех пор, пока не натягивется фиксирующий поводок.
важно: речь идет о плавном движении, не о рывке. получается, что собака находится как бы на растяжке.
как только это происходит, собаке подается команда сидеть. как только собака выполнит команду, поводок управления тут же ослабевает и идет обильная похвала, при это надо обращать внимание на то, чтобы собака оставалась сидеть. (важно: здесь не идет речь о том, что собака должна занять корректную позицию перед проводником, она должно просто находится прямо перед проводником, дистанции пока не имеет значения). после короткой паузы проводник начинает на пару шагов двигатся влево или вправо, ведя за собой собаку при помощи поводка управления до тех пор, пока не натягивается фиксирующий поводок. собака должна охотно следовать за проводником и затем, после подачи соответствующей команды на усадку, снова сесть прямо перед проводником. как только собака садится, поводок опять ослабевает и собака хвалится.
так повторяется несколько раз до тех пор, пока мы не увидим, что собака привыкла к таким действиям и охотно приводится в желаемую позицию. в общем считается так: если собака в этой части упражнения еще недостаточно расслабляется и препятствует действиям, чуствует себя неуютно, то это означает, что нет смысла переходить к началу описанной далее работе с апортом.
важно: есть собаки, которые в этой части упражнения слегка, а некоторые сильно препятствуют выполнению и показывают явные симптомы стресса. особенно момент, когда фиксирующий поводок натянут и при помощи поводка управления обучаем собаку движению, является для собаки абсолютно непривычным и в отдельных случаях, в зависимости от характера животного, может привести к тому, что собака попытается избежать непривычной ситуации. если это происходит, очень важно, чтобы проводник сохранял спокойствие, и спокойно и настойчиво вел собаку к желаемому поведению. как только собака показывает такое поведение, она обильно хвалится и ей дается время для необходимого расслабления. для собак, которые в этой фазе показывают явные признаки перегруженности, это упражнение не должно продолжаться слишком долго. необходимо собаке помочь это желаемое поведение показать и за это похвалить. после этого эту часть тренинга на время нужно прекратить и повторить позднее, пока у собаки не разовьется доверие к ситуации. оказалось, что случайное подтверждение кормом отчетливо способствует разрядке и готовности собаки к кооперации. как только собака охотно и свободно позволит себя центрировать перед проводником, движения туда-сюда не должны повторяться долго. они служать лишь для того, чтобы сообщить собаке, что от нее ожидается. когда собака это поняла, можно уже непосредственно из центрированного положения продолжить дальнейшую работу. это также означает, что, как правило, с шага 2 движения туда-сюда больше не понадобятся.
3. шаг 1
в шаге 1 собака учит, что по команде апорт апортировочный предмет берется из рук проводника, держится в пасти спокойно и крепко до тех пор, пока по команде дай не забирается обратно.
порядок упражнения
после того, как собака зафиксирована и отцентрирована, проводник позволяет собаке сесть и сам садится на стул перед собакой на расстоянии приблизительно полметра. расстояние до собаки должно быть расчитано таким образом, чтобы общее управление животным было по возможности удобным и при этом сохранялось фиксация. решение, почему проводник на шаге 1 сидит, а не стоит, основывается на следующем:
1. проводник не должен склоняться над собакой. сидячая позиция выглядит для собаки менее доминантно, в результате чего, можно избежать стрессового состояния собаки;
2. для проводника сидячая позиция приятнее и удобнее, чем позиция стоя, управление собакой при этом происходит легче. это также способствует спокойному и уравновешенному настроению проводника.
подача апорта
сидя перед собакой, проводник левой рукой берется за ручку на корректирующем ошейнике, в правой руке держит апорт. апорт держится за внешний набалдашник и подается собаке так, чтобы тонкая часть апорта находилась на уровне носа собаки. с самого начала надо обращать внимание на то, чтобы собака не брала апорт самостоятельно, а ждала команды проводника. теперь за ручку корректирующего ошейника производится легкое натяжение левой рукой и одновременно с подачей команды апорт апортировочный предмет подносится прямо к морде собаки. если собака пасть сразу не открывает, то проводник помагает тем, что немного приоткрывает пасть рукой и закладывает туда апортировочный предмет. проводник при этом остается абсолютно спокоен во избежания конфликта. важно, чтобы тренировка происходила по возможности в позитивном настроении. если собака выучила, что по команде апорт она должна открывать пасть и брать апорт, но сразу не делает этого, можно вместо механической помощи рукой создать легкое активирующее раздражение посредством корректирующего ошейника. важно: принцип этого упражнения состоит в том, чтобы собака путем показа желаемого поведения получила покой и похвалу, а также приятную для нее ситуацию. пока она не будет показывать это поведение, она получит легкие неприятные ощущения путем движений за корректирующий ошейник и давления рукой на пасть. важно, чтобы для собаки обе эти ситуации были четко различимы, что означает, любое негативное раздражение будет остановлено, если будет показано желаемое поведение и оно заменится похвалой. если это упражнение будет обучаться таким образом, то собака очень быстро научится, что от нее ожидают, так как собака всегда ищет для себя приятную ситуацию.
прекращение нежелательного поведения и похвала за правильное поведение
апорт находится в пасти собаки, кулак левой руки помещается под подбородок собаки, правая рука обеспечивает правильное положение апорта в пасти собаки и контролирует, чтобы губы собаки не защемились между апортом и зубами. затем она блокирует окрывание пасти, находясь на переносице собаки. если собака держит апорт спокойно, тотчас натяжение корректирующего ошейника прекращается и собака спокойным тоном хвалится, а правая рука одновременно поглаживает собаку по переносице. если собака попытается отвернуть голову, поджевывать или выплевывать апорт, снова усиливается натяжение корректирующего ошейника, одновременно повторяется команда апорт и обе руки проводника сдавливают вместе пасть собаки. при корректном поведении собака снова хвалится, как описано выше.
важно: правильная похвала!! чем точнее собака сможет различать позитивные и негативные раздражители, исходящие от проводника, тем быстрее она будет учиться. правильно хвалить, значит эффективно хвалить, т. е. собаке дается понятный сигнал, что она делает правильно именно сейчас. чтобы собака воспринимала похвалу как таковую, похвала должна вызывать у собаки приятные чувства. во время похвалы тон проводника должен быть дружественным. если собаку к тому же и гладят, то обучающий должен четко знать, что для собаки является приятным (например, многим собаками не нравится, когда их гладят между глаз). кто свою собаку знает и читает ее поведение, тот быстро поймет, какие действия проводника собака будет воспринимать действительно как похвалу. также при шаге 1 случайное подкрепление кормом способствует работе без напряжения и этим помогает быстрому обучению.
контроль
правой рукой проводник проверяет крепко ли удерживается апорт, слегка подтягивая за набалдашник апортировочный предмет. некоторые собаки, если рука с ее переносицы убирается, сразу пытаются выплюнуть предмет. в этом случае можно сперва для страховки оставить на переносице собаки два пальца. как только апортировочный предмет лежит в пасти свободнее, тут же усиливается натяжение корректирующего ошейника, повторяется команда апорт и руками сдавливается вместе пасть собаки. как только собака опять показывает желаемое поведение, она тут же хвалится.
забирание апорта
когда собака показала желаемое поведение определенное время, проводник забирает у нее апорт. проводник кладет обе руки на апортировочный предмет и говорит затем команду дай.
непосредственно на семинаре кнут фукс отметил, что при забирании апорта он теперь использует только одну руку — правой рукой берет апорт за левый набалдашник. объяснил это тем, что левая рука остается для контроля.
также и здесь надо обращать внимание на то, чтобы собака не отдавала апорт самостоятельно, а только после команды. к началу тренинга собака, после показанного желаемого поведения, будет отдавать апортировочный предмет относительно быстро. со временем фазы спокойного и крепкого удержания будут удлиняться до тех пор, пока наконец не нужно будет подстраховывать руками пасть и собака будет сидеть перед проводником на свободном поводке, при этом продолжая удерживть апорт спокойно и крепко, пока он не будет забран проводником.
пассивное занятие корректной позиции перед проводником
когда собака выполняет упражнение уже уверенно, проводник становится перед собакой (прим. переводчика — напомню, до этого упражнение выполнялось сидя), вызывая тем самым пассивную корректную позицию. также и в этой позиции контролируется, чтобы собака держала апорт спокойно и крепко. если так и происходит, собака хвалится и апорт забирается у нее из этой позиции. это служит для того, чтобы у собаки образовалась приятная связь с позицией сидеть перед проводником и это является подготовкой к шагу 2.
важно: повторения шага 1
упражнение может много раз повторяться, причем надо обращать внимание на то, чтобы собака была сконцентрированной и готовой учиться. при тренинге упражнение должно быть закончено только тогда, когда собака по меньшей мере хоть раз показала желаемое поведение.
коротко по шагу 1:
1. проводник держит апорт перед пастью собаки — собака ждет, когда она получит команду апорт.
2. собака открывает пасть и апортировочной предмет закладывается в пасть.
3. как только апорт оказывается в пасти собаки, проводник позиционирует обе руки так, чтобы предотвратить жевание или выплевывание апорта.
4. как только собака показывает желаемое поведение, она хвалится, при этом поглаживается правой рукой по переносице (левая рука для подстраховки находится еще на корректирующем ошейнике).
5. левая рука теперь держит корректирующий поводок, в то время как правая предотвращает открытие пасти. одновременно можно при помощи указательного пальца проверить, крепко ли удерживается апорт.
6. если собака выучила, что апортировочный предмет надо держать спокойно и крепко и в желаемом положении в пасти, правую руку тогда можно держать на отдалении.
7. если собака показывает желаемое поведение — она обильно хвалится.
8. проводник проверяет прочность удержания апорта, слегка потягивая его одной рукой.
9. чтобы забрать у собаки апорт, проводник берет его обоими руками, прежде чем скажет команду дай.
10. по команде дай собака отдает апорт и продолжает спокойно сидеть.
11. когда собака выполняет упражнение перед сидящим проводником, проводник поднимается со стула в положение стоя перед собакой, чем добивается пассивного исполнения позиции сидеть перед проводником. при этом время от времени контролируется, крепко ли собака удерживает апорт.
4. шаг 2
в шаге 2 собака учится по команде апорт с находящимся апортом в пасти преодолеть корткое расстояние и занять позицию перед проводником.
подготовка по шагу 1
собака сперва фиксируется и центрируется, как описано в главе 3. затем собаке дается апорт в пасть, при этом надо контролировать, что апорт она держит спокойно и крепко. теперь собака готова к шагу 2.
преодоление короткого расстояния до проводника
если собака держит апорт спокойно и крепко, следует команда сидеть и проводник отходит спиной назад от собаки приблизительно на 1м. как только собака в первый раз сделала хоть маленькое движение в сторону проводника, она в этом самом месте поощряется мотивационным предметом с игрой. лучше всего, если проводник зажимает мотивационный обьект (мо) под подбородком. после небольшой выдержки собака подзывается командой апорт в позицию сидеть перед проводником. если собака держит апорт спокойно и крепко, апорт забирается и собака поощряется мо. здесь можно варьировать: проводник может перед поощрением еще раз отступить назад или сделать контроль крепости удержания. в любом случае, надо обращать внимание на то, чтобы после забирания апорта собака сперва оставалась спокойно сидеть и не пытаться самостоятельно схватит мо. шаг 2 считается законченным, если собака после отхода назад на короткую дистанцию уверенно и точно занимает позицию сидеть перед проводником (фронтальную позицию— фп) и подносит проводнику апорт со спокойным и крепким удержанием, пока проводник не заберет его.
важно: как только собака с апортом проделает небольшое расстояние, чтобы занять перед проводником фп, тут же выбрасывается мо. этот мотивационный обьект служит для того, чтобы сделать для собаки положение сидеть перед проводником более интересным и чтобы собака стремилась как можно быстрее занять это положение.
коротко по шагу 2:
1. проводник стоит перед собакой и по команде апорт дает ей апортировочный предмет в пасть.
2. проводник удаляется на пару шагов от сидящей собаки и зажимает под подбородком мотивационный обьект.
3. по команде апорт проводник подзывает собаку и помагает ей занять фп.
4. одной рукой проверяется крепость удержания апорта.
5. проводник хвалит собаку за желаемое поведение.
6. перед забиранием апорта обе руки проводника кладутся на набалдашники апортировочного предмета.
7. по команда дай собака отдает апорт и остается спокойно сидеть.
8. в заключении следует поощрение мотивационным обьектом.
5. шаг 3
в шаге 3 собака учится по команде апорт активно забирать апортировочный предмет из рук проводника и проходить короткое расстояние до проводника.
подготовка по предыдущим шагам.
для этого упражнения собака также фиксируется и центрируется. если шаг 1 и шаг 2 выполняются уверенно, собака готова к шагу 3.
активное забирание апорта из рук проводника.
проводник стоит приблизительно на расстоянии один метр перед сидящей собакой и держит апорт в стороне рядом с корпусом. по команде апорт собака подбегает к апортировочному предмету и забирает его из рук проводника. как только апорт оказывается в пасти собаки, проводник становится перед собакой так, чтобы собака могла двигаться прямо на проводника, т. е. без того, чтобы ей пришлось поменять направление движения. когда собака заняла фронтальную позицию перед проводником и держит апорт спокойно и крепко, апортировочный предмет забирается и собака поощряется мотивационным обьектом. шаг 3 считается законченным, если собака по команде апорт целеустремленно двигается к апортировочному предмету, уверенно хватает его и затем двигается прямо в фп, при этом подносит проводнику апорт со спокойным и крепким удержанием, пока проводник не заберет его.
важно: как описано в тексте, контроль крепости удержания апорта производится правой рукой, забирание апорта — обоими руками. это правило является для собаки помощью, при которой она не будет путать действия проводника и это правило должно в таких четких формах применятся только в начале обучения апортировке. когда собака становится увереннее и знает, что перед забиранием апорта идет команда дай, здесь можно уже варьировать, например, контроль можно выполнять левой рукой или обоими руками, или забирать апортировку одной рукой.
коротко шаг 3:
1. проводник стоит на коротком расстоянии перед собакой и держит апорт в стороне рядом с корпусом.
2. по команде апорт собака направляется к апорту и берет его из рук проводника.
3. после того, как собака взяла апорт, проводник тут же становится в направлении движения собаки, так, чтобы собаке, взяв апорт, не пришлось менять свое направление.
4. собака направляется фп
5. собака сидит корректно с апортом перед проводником.
6. одной рукой проводник убеждается, что апорт держится крепко.
7. проводник хвалит собаку за желаемое поведение.
8. по команде дай собака отпускает апорт и остается внимательно и спокойно сидеть.
9. в заключении собака поощряется мотивационным обьектом.
7. шаг 5
в шаге 5 собака учится поднимать апортировку с земли, прежде чем она займет фп.
подготовка по предыдущим шагам.
для этого упражнения собака также фиксируется и центрируется. если собака шаг 4 выполняет уверенно, она готова к шагу 5.
поднятие апорта с земли.
проводник кладет апорт на землю приблизительно в метре от сидящей собаки и становится рядом с собакой в основную позицию. по команде апорт собака бежит к апортировочному предмету и поднимет его с земли и по прямой возвращается к проводнику. если собака занимает фп и держит апорт спокойно и крепко, апорт забирается и собака поощряется мотивационным объектом. если у собаки возникают сложности, что в этот раз апорт надо поднимать с земли, ей можно помочь тем, что кладя апорт на землю, проводник продолжает держать его рукой, прежде чем собака возьмет его.
шаг 4 считается законченным, когда собака по команде апорт целеустремленно движется в сторону лежащего на земле апорта, уверенно его поднимает, тотчас разворачивается по направлению к проводнику и затем занимает фп, при этом подносит проводнику апорт со спокойным и крепким удержанием, пока проводник не заберет его.
важно: как только приступаете к шагу 5, уже не используется специальный апортировочный предмет кнута фукса с плоской сердцевиной, а берется традиционный апорт. смысл состоит в том, что только из рук апорт может подаваться собаке так, чтобы обеспечить правильное взятие его с правильной стороны. если у собак появилась проблема с переходом на стандартный апортировочный предмет, можно для привыкания еще раз повторить шаг 1 с уже этим апортом.
коротко шаг 5:
1. проводник кладет апорт на землю приблизительно в метре от собаки— мо в этом случае находится в хорошо видимом месте для собаки на куртке проводника.
2. по команде апорт собака направляется к апортировочному предмету и поднимает его с земли.
3. собака поднимет предмет и делает тотчас разворот, чтобы направится к проводнику.
4. проводник подзывает собаку в фп.
5. собака садится корректно перед проводником и затем поощряется мотивационным обьектом.
8. шаг 6 полное упражнение по апортированию.
собака должна теперь свободно апортировать и при этом пробегать еще большее расстояние. это упражнение сперва подстраховывается помощником.
подготовка по предыдущим шагам
первый раз, когда собака не фиксируется и не центрируется. если собака уверенно закончила шаг 5, она готова выполнять апортировку на расстоянии и без фиксации.
соединение в общее упражнение апортировки
проводник становится с собакой на свободную ровную площадку, при этом собака подстраховывается помощником при помощи длинного поводка. проводник может апорт бросить или положить его на желаемое расстояние от собаки. прежде чем дать команду апорт, проводник становится в основную позицию, а помощник находится чуть вне линии апортирования, приблизительно посредине между точкой проводник/собака и точкой лежащий/брошенный апорт. задание помощника наблюдать за поведением собаки и предотвратить ошибки. по команде апорт собака бежит к апортировочному предмету, при этом помощник подстраховыает собаку на свободном поводке. сразу после поднятия апорта, собака должна тотчас развернутся и быстро и радостно бежать обратно к проводнику.
когда собака заняла фп и держит апорт спокойно и крепко, апорт забирается и собака поощряется мотивационным объектом.
время от времени поощрение дается из основной позиции. помощника с длинным поводком используют так долго, пока собака не апортирует уверенно и моментально. как только собака покажет несколько корректных повторений — помощник убирается.
коротко общее упражнение:
1. собака сидит рядом с проводником в основной позиции.
2. в то время, когда проводник бросает апорт, собака остается спокойно сидеть.
3. по команде апорт собака срывается от проводника и бежит в прямом направлении к апорту. помощник следит за поведением собаки.
4. собака бежит прямо и быстро к апорту.
5. собака сразу и уверенно хватает апорт и разворачивает корпус при этом уже в направлении проводника.
6. как только собака схватила апорт, она тут же разворачивается и бежит целеустремленно прямо к проводнику.
7. собака садится перед проводником корректно и при этом держит апорт спокойно и крепко.
8. по команде дай апорт у собаки забирается и она продолжает сидеть внимательно и спокойно перед проводником до тех пор, пока он не поощрит ее мо.
9. собака все сделала правильно — за это она хвалится и поощряется игрой.
knut fuchs. один из топ-тренеров в мире сегодня!
|